Япония прирастает Китаем
По итогам десяти месяцев 2003 года объем экспорта Японии в Китай (включая Гонконг и Тайвань) впервые превысил объем продаж японских товаров в США. Причем на Поднебесную пришлось около 63% от общего прироста экспорта из Японии. Наряду с непосредственной реализацией товаров и услуг выросли и объемы поставок японских компаний своим подразделениям в Китае. Сегодня почти все ведущие японские корпорации «завязаны» на китайский рынок.
Рост экспорта позволил японцам вывести экономику страны из состояния почти десятилетнего застоя. Увеличение ВВП отмечается уже пятый квартал подряд, а рост экономики Японии в этом году, по прогнозам, составит 2,6%. Внутреннее потребление при этом демонстрирует нулевой прирост, а правительственные инвестиции по итогам третьего квартала сократились на 3,9%. Локомотивом же экономики выступает экспорт продукции и услуг японских компаний, а также инвестиции в производство товаров, предназначенных для реализации за рубежом.
Впрочем, жесткая зависимость от конъюнктуры внешних рынков (прежде всего китайского) делает экономический рост Японии неустойчивым. Японцы попали в очень сложное положение. Для пришпоривания своей экономики им выгодно, чтобы Китай динамично развивался и покупал все больше их товаров. Но при этом они понимают, что уже в ближайшей перспективе их западный сосед может вырасти в сверхмощного и опасного конкурента, что грозит потерей экономического и политического лидерства в регионе.
Петр Михальчук (Эксперт №46 2003г.)
8 декабря 2003 года
Вернуться назад
|