Сегодня: Пятница, 20 сентября 2024г.     
 
Пересылка
Аналитика
Новости
Газетные публикации
 
"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ

РОССИЯ И ЯПОНИЯ РАСКУРИлиВАЮТ ТРУБКУ МИРА


Мирный договор между нашими странами может быть подписан до начала 2000 года. Каким цветом станут обозначать на картах южные Курилы?

То, что политическая карта мира попала в серьезную “переделку”, со всей очевидностью стало ясно в конце сентября. Прошедший в Хабаровске 18-й российско-японский симпозиум “Российско-японские отношения накануне XXI века” многое прояснил относительно той части переговоров в российско-японских “верхах”, которая долгое время оставалась в тени.

Высокий форум, представленный учеными, дипломатами, парламентскими делегациями и представителями центральных и местных органов власти обеих стран, впервые собрался не в Москве и не в Токио, вопреки давней неписаной традиции. Однако, знаменателен он оказался не только этим вполне естественным смещением центра тяжести отношений двух стран на российский Дальний Восток. Но и тем, что японская делегация официально подтвердила существование обещания президента России Бориса Ельцина “решить проблему с подписанием российско-японского мирного договора до начала 2000 года”.

КНИКСЕН ПЕРЕД БУРЕЙ

Что кроется за этой формулировкой - объяснять не надо. "Проблема", мешающая вот уже много лет подписанию мирного договора между Россией и Японией, одна: территориальная. Ни для кого не секрет, что Япония связывает возможность подписания документа только при условии передачи ей четырех островов Курильской гряды. Жесткие временные рамки, которые обозначил российский президент своим обещанием, вынесли на злобу дня вопрос: чьими будут южные Курилы?

...Симптоматично, насколько оказалось не готово наше общество к такой категорической его постановке. Причем речь даже не о широкой общественности. "Мы, ученые, до самого последнего времени не верили в реальность этих слов президента", - признался журналистам на итоговой пресс-конференции глава российской делегации, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Владлен Мартынов. Похоже, впрочем, что обещание президента поставило в неловкое положение и Министерство иностранных дел России. Очевидно, пытаясь сгладить острый угол, оно предложило МИДу Японии рассмотреть возможность "вынести территориальную проблему за рамки подписания мирного договора". Договор, как обещано президентом, - до 2000 года, а острова - после.

Япония не согласна.

Ее можно понять. Отношение к "курильской проблеме" в Российской Империи, СССР и РФ менялось, чуть ли не с каждым новым главой государства. Выпускать из рук обещание российского президента накануне новых президентских выборов в России - по меньшей мере, неразумно.

Недоумение вызывает как раз другое: позиция главы российского государства. Нынешний "жест доброй воли" завязывает на шее России новый политико-экономический узел. На сей раз - на Дальнем Востоке. А в свете ряда территориальных претензий Китая и недавнего предоставления Японией полигона Яусубецу (расположенного в непосредственной близости от Южно-Курильского района) американским морским пехотинцам для проведения учений с применением боевого оружия становится видно, что передача "маленьких" Курил может катализировать большие процессы на восточных рубежах России.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ “ПРОБЛЕМА”?

Отношение определенной части российских политиков к отдаче южных Курил Японии - всего лишь следствие того, что в России давно отсутствует четкое определение своих геостратегических интересов и их информационное обеспечение. Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности "территориального вопроса", либо пребывает в заблуждении, что "исконно японские" Курильские острова были аннексированы Советским Союзом у Японии в результате второй мировой войны.

В японском общественном сознании эта мысль укоренилась столь же прочно, но в силу причины, совершенно противоположной: хорошо организованной пропагандистской кампании.

Истина, однако, заключается в том, что "исконно" Курильские острова не принадлежали ни русским, ни японцам. Они были заселены племенами айнов - людьми со специфическими чертами европеоидной расы. Но приоритет их открытия в начале XVIII века принадлежит экспедиции русского исследователя Козыревского. А в конце того же XVIII века более тысячи местных жителей были приняты в подданство России другой экспедицией - Шеболина и Антипина.

Все могло бы случиться по-другому, и японцы могли опередить русских, если бы не одно обстоятельство: еще в середине XVII века правительство сегуна Токугавы "закрыло" Японию от внешнего мира, запретив иностранцам въезжать в страну, а японцам - выезжать из нее. Долголетняя самоизоляция Японии завершилась лишь к середине XIX века, и именно с этого момента в ее истории открывается страница территориальных притязаний... Уже самый первый договор, заключенный Россией и Японией в 1855 году (больше известный как "Симодский трактат"), бесславно "сдал" последней Южные Курилы, хорошо освоенные русскими почти за век. Трудно оправдать с позиции здравого смысла и более поздний договор 1875 года, подписанный с российской стороны той же "командой", которая продала Америке Аляску. Согласно ему, Японии отошла оставшаяся "российская" часть Курил взамен ее отказа от претензий на Сахалин (который и так ей не принадлежал).

Несмотря на то, что этот договор нанес огромный ущерб государственным интересам России в северной части Тихого океана, возможно, он соблюдался бы ею и по сей день. Но был нарушен самой же Японией, развязавшей в 1904 году русско-японскую войну. Ее итогом стал новый договор 1905 года, закрепивший за Японией южную часть Сахалина. Однако и он был нарушен японской интервенцией и новым захватом теперь уже северного Сахалина, который Японии удалось удержать за собой, правда, совсем недолго.

В годы интервенции Япония приняла меры к тому, чтобы присоединение Курил обрела легитимность в глазах мирового сообщества. В соглашениях Вашингтонской конференции 1921 года, на которую представители Советской России и Дальневосточной Республики... просто не были допущены, она закрепила за собой эту территорию. Впрочем, и вашингтонские соглашения Япония нарушила сама ж, напав в 1931 году на Манчжурию.

... Мировые войны всегда перекраивают политическую карту мира заново. Вернув после второй мировой войны южный Сахалин и Курильские острова, советское руководство всего лишь возвратило им тот статус, который уже существовал до подписания Симодского трактата, и не прибавило к этому ничего "лишнего". Что нашло отражение в Соглашении Ялтинской конференции. Позже, в сентябре 1951 года, сорок девять государств (включая Японию) подписали Сан-францисский мирный договор, закрепивший отказ Японии "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова...".

Этот договор не был подписан только Советским Союзом. Хлопнув дверью, советская делегация покинула форум в знак протеста против антикитайской политики его устроителей. И этого оказалось достаточно, чтобы Япония, уже подписавшая отказ от Курил, вновь подняла вопрос об их "исторической принадлежности".

Повод дал Никита Сергеевич Хрущев. Совсем в духе "кузькиной матери" он заявил, что Япония может получить два курильских острова, если ликвидирует на своей территории все иностранные военные базы. Это ни на чем не основанное и безответственное для политика заявление нашло отражение в Совместной декларации СССР и Японии -1956 года о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В декларации указывалось, что после подписания мирного договора между нашими странами Японии будут переданы остров Шикотан и группа островов Хабомаи. Такой поворот произвел настоящий шок в высших советских политических кругах. Сместив Хрущева, новое руководство поспешило заявить: “У нас с Японией территориальных проблем нет”.

Дискуссию о “северных территориях”, как в Японии называют Курилы, принял только Горбачев, заговорив в 1991 году о необходимости территориального размежевания "с учетом позиций сторон о принадлежности островов". К этому времени на счету Горбачева уже числилась передача Америке части советской акватории в Беринговом море и вместе с ней - огромных запасов рыбных ресурсов. Объяснений такой щедрости нет до сих пор...

Но Ельцин пошел дальше Горбачева.

КУРИЛЬСКИЙ БЮДЖЕТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

...Наверное, даже человек, очень далекий от политики, чувствует, как потеплели российско-японские отношения за последние шесть лет, с момента подписания Токийской декларации в 1993 году. Чувства, к слову, зачастую служили единственным ориентиром россиян. О содержании Токийской декларации долгое время можно было только строить догадки. Точно так же, как о содержательной части встречи президента России Ельцина и тогдашнего премьер-министра Хасимото в Красноярске "без галстуков". А подписание в прошлом году Московской декларации пресса комментировала лишь общими фразами.

И все-таки что-то определенное за этим, безусловно, стояло. В этом убеждало возникновение в 1994 году, почти сразу после вояжа Бориса Ельцина в Токио, весьма громоздкой структуры под названием Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (больше известной сначала под названием "Комиссия Немцова - Обути", а теперь -"Ельцина - Обути").

По оценке специалистов, подобному международному институту трудно найти аналоги. И это похоже на правду. Больше года комиссия даже ни разу не собиралась, что давало повод говорить о ее скорее политической, нежели "торгово-экономической" сущности. Тем более что собственно инвестиционная деятельность Японии в России в последующие годы как раз резко снизилась. Несколько оживила комиссию только ее подключение к рассмотрению вопросов, связанных с использованием кредитных линий ЭКСИМ-банка Японии для России.

...Кредиты, выделенные правительством Японии для России, можно, безусловно, рассматривать как новый политический жест, последовавший за подписанием Токийской декларации. Их было выделено России три - "технический" на 400 млн. долларов, "гуманитарный" на 500 млн. долларов и самый последний не связанный кредит на 1,5 млрд. долларов. Но этим добрые политические жесты исчерпаны не были. В ноябре 1997 года Россия получила неслыханный подарок. На Ванкуверской встрече руководителей стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества она была принята в члены АТЭС, чего долго и безуспешно добивалась. Как отметили наблюдатели, сопротивление многих руководителей АТЭС, и особенно Канады, к принятию в организацию нового члена удалось сломить именно тогдашнему премьер-министру Японии Рютаро Хасимото.

Новый импульс политическим жестам Японии дало подписание Московской декларации в прошлом году. Сразу после этого события в рамках структуры “Ельцина - Обути” начала работу программа японо-российских молодежных обменов. Но осуществляет его правительство Японии, можно сказать, в гордом одиночестве. Сегодня сотни россиян ежемесячно посещают Страну восходящего солнца на халяву - то есть на деньги Японии. И особое место здесь занимают бесплатные "круизы" молодых российских журналистов, что уже говорит само за себя. Об ответных телодвижениях правительства России не слышно. И правительство Японии совершенно не высказывает озабоченности по этому поводу!

Но не бывает так, чтобы добрые жесты делались в одностороннем порядке. Тем более когда речь идет о больших деньгах - даже когда это кредиты, которые нужно возвращать. Излишне, наверное, по аналогии приводить в пример бесконечную мыльную оперу под названием “Кредитование России Международным Валютным Фондом”. Вот почему форсированное развитие российско-японского политического диалога всегда как бы имело “за кадром” курильский вопрос.

С одной стороны, это было очевидно. С другой - казалось невероятным. Особенно после принятия правительством России Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов до 2000 года. Тем более - когда под эту программу на "спорные", как сегодня выясняется, территории потекли деньги из нищего бюджета России. Это на них сегодня ведется строительство аэропорта в Южно-Курильске, геотермальных станций и школ, протягиваются линии электропередачи. Для кого - неужели для японцев?

Но ситуация начинает казаться еще абсурднее, если вспомнить, что недавно правительство России заявило о продлении действия Программы до 2005 года. И, надо полагать, под него закладывается в бюджет и дальнейшее финансирование? Несогласованность экономических действий правительства и политических "обещаний" президента - наверное, одна из самых характерных черт портрета нынешней российской власти. Но если бы только этим и измерялся вред, который наносится нашей стране невнятной политикой в отношении Курильских островов.

ОКНО В АТР

Дурацкая привычка русского человека оставлять ключ от квартиры под ковриком довольно часто заканчивается печально. Но вполне предсказуемо. Вполне предсказуемо и то, чего лишится Россия, утратив "маленькие" южные Курилы.

Сравнение островов Курильской гряды с ключом вполне уместно. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в том, что именно Курильские острова - естественный ключ России от Азиатско-тихоокеанского региона на всем ее дальневосточном фасаде. И даже такие крупные российские порты, как Владивосток и Находка, имеют свое нынешнее значение лишь благодаря российской принадлежности Курил.

Причина проста. Проливы между Курилами - единственный выход в Тихий океан по российским территориальным водам (исключение составляет Камчатка, но поскольку грузы на нее завозятся самолетами, говорить о крупном товарообмене через камчатский порт не приходится). Случись России отдать острова - и окно в АТР захлопнется, превратившись для нас в ловушку. Крупные дальневосточные порты окажутся под контролем Японии. Теперь, когда все выходы России в Тихий океан пройдут через японские территориальные воды, она сможет взимать плату за проход российских судов, регламентировать их количество и контролировать грузы. Это - обычная мировая практика. А надо понимать, что борьба за рынки сбыта в АТР, куда перемещается сегодня центр мировой экономики, будет достаточно жесткой, и сильные соседи не преминут воспользоваться своим преимуществом, чтобы ограничить влияние России в регионе.

Все вышесказанное о контроле над российскими портами имеет еще большее значение с точки зрения военно-стратегических интересов России в бассейне Тихого океана. Благодушествовать в этом смысле уже не приходится, особенно после событий в Югославии. Особенно - если иметь в виду, что в апреле 1996 года Япония и США подписали совместную декларацию безопасности, которая предусматривает увеличение американского военного контингента в АТР до 100 тысяч человек. Вопрос "зачем?" можно считать фигурой риторической.

А вот учения американских морских пехотинцев на японском полигоне возле Южно-Курильского района уже стали новой политической реальностью. Американцев не надо убеждать в военно-стратегическом значении островов. Они прекрасно помнят, что в годы второй мировой войны именно Южные Курилы послужили плацдармом для наступления на Алеутские острова, где американские соединения понесли значительные потери. Тогдашний заместитель начальника японского морского генштаба Ито указывал, что Курильские острова являются "сферой, которую нужно удерживать, во что бы то ни стало с точки зрения достижения военных целей". Сами цели были обозначены лаконично, но емко: обеспечить безопасность морских и воздушных перевозок. Воспрепятствовать чужому вторжению в важные сырьевые районы.

УДАР НИЖЕ ГАЛСТУКА

Стало уже общим местом говорить, что южные Курилы - это важнейший сырьевой район России. Запасы нефти, месторождения серы, магния и рения. Единственное место в стране, где в промышленных масштабах можно добывать анцефалию - водоросль, из которой производят биопрепарат агар-агар. За килограмм агар-агара на мировом рынке дают десятки тысяч долларов. Через южно-курильские проливы мигрирует основное стадо тихоокеанских лососевых пород. До развала советского рыбопромыслового флота здесь ежегодно добывали до полутора миллиона тонн минтая, сельди-иваси, палтуса, кальмаров, терпуга, краба, креветок, и это далеко не полный перечень. Общий запас биоресурсов у южных Курил оценивается специалистами в 2.5 триллиона долларов. Ежегодный возобновляемый запас - в 4,2 миллиарда долларов.

Каждая пятая банка российских рыбных консервов выпущена в Сахалинской области. Могла бы, наверное, быть и каждая третья. Но на большинстве рыбоконсервных предприятий южных Курил сегодня введено внешнее управление. Некогда крупнейшие рыбоконсервные цеха медленно умирают. Умирают, несмотря на то, что представляют огромный интерес для иностранных инвесторов. По словам начальника Управления по Курильским островам Сахалинской области Михаила Терешко, каждый потенциальный договор с иностранными инвесторами "вызывает ничем не обоснованные ноты протеста со стороны дипломатических служб Японии"!

Эти ноты протеста, сдерживающие поток иностранных инвестиций, которые могли бы оживить производство, нивелирует регулярную поставку гуманитарных груз из Японии для жителей южных Курил. Ясно ведь, что никакая гуманитарная помощь не заменит населению рабочие места. Ясно и то, что нацелена помощь, прежде всего на формирование общественного мнения жителей Курил, "позабытых" российскими властями,

Точно так же, как за фразами о необходимости заключения мирного договора между Россией и Японией на самом деле стоит обычный и вполне естественный интерес последней “откусить” важнейший стратегический и сырьевой район. И многочисленные нынешние подарки Японии России не идут ни в какое сравнение с тем, что она намерена от нее получить. Момент выбран верный. Нынешней российской власти недосуг задумываться о государственных экономических приоритетах. И даже - о некоторых дипломатических "нюансах". Нынешние российские политики старательно обходят вопрос о том, что у России до сих пор нет мирного договора и с Германией.

Нынешние японские политики старательно "забывают" о том, что у Японии нет мирного договора и с Китаем.

И Япония почему-то не выставляет Китаю территориальных претензий на Тайвань, который пробыл под японской юрисдикцией всего на сорок лет меньше, чем южные Курилы, и был возвращен ему тоже по результатам второй мировой войны. В Японии хорошо отдают себе отчет в том, что власти КНР в лучшем случае просто не позволят втянуть себя а "территориальные" дискуссии. В худшем - выставят "исторический иск" - за разрушения и жертвы в годы японской агрессии.

...Подобные разрушения и жертвы имели место и в нашей стране - во время японской интервенции. Тысячи убитых на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Разрушенные села. Сотни расстрелянных мирных горожан на улицах Хабаровска в апреле 1920 года. Но новая и уникальная "безгалстучная" дипломатия, похоже, с удивительной легкостью обходит неудобные углы.

К слову, любой мужчина знает, как легко снять галстук. Только вот завязать его потом по всем правилам для многих - настоящая проблема,

Какой исторический договор между Россией и Японией будет реанимирован следующим? Почему бы не Портсмутский договор 1905 года, по которому Японии отошла южная половина Сахалина?

Ольга НОВАК. г. Хабаровск. (СИАА).

2000-01-19

0 0 года

Вернуться назад

"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Copyright © 1998-2005 СИАА | Developed by Сопка.NET   
Хостинг RU-CENTER на www.nic.ru