Сегодня: Пятница, 29 марта 2024г.     
 
Пересылка
Аналитика
Новости
Газетные публикации
 
"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ

КРУГЛЫЙ СТОЛ – «Курильские острова – территория Российской Федерации: региональный аспект» (Эксперт – доцент СахГУ, директор Центра современных исследований стран Северо-Восточной Азии Глеба Геннадий Васильевич)


Губернатор Сахалинской области А.В.Хорошавин в своей последней пресс-конференции 2010 года среди главных событий назвал визит Президента России Д.А.Медведева на Курильские острова. «Мы часто бываем на Курилах, может сложиться ложное впечатление, что всё там уже хорошо, глаз замыливается. Поэтому нам было важно услышать точку зрения первого лица государства на Курильскую действительность». Тогда же глава региона добавил, что президент в целом положительно оценил работу, ведущуюся на Курильских островах, и заявил о невозможности сокращения финансирования Курильской программы. По словам А.Хорошавина, к 18 млрд. руб., уже предусмотренных на её реализацию, на развитие Курил необходимо вложит еще 13 млрд. руб.

В прошлом году отмечалась 65-я годовщина освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов, когда в очередной раз российская сторона четко и недвусмысленно заявила о невозможности пересмотра итогов Второй мировой войны, в частности, в отношении принадлежности Курильских островов Российской Федерации.

Между тем, последние годы в Японии не утихают страсти по вопросу так называемых «северных территорий». Более того, сегодня японские власти раскручивают антироссийские кампании в парламенте. Например, летом 2009 года японские законодатели единогласно (!!!) приняли заявление о поправках к закону «О специальных мерах по содействию решению проблемы Северных территорий», объявляя их «исконно японскими». В ноябре 2009-го правительство Японии назвало Россию «оккупантом», а территорию Южных Курил – «незаконно оккупированной». Такого рода заявления стали возможными только на волне раскручивания в Японии государственного национализма. Так японские власти рассчитывают консолидировать общество, приучить нацию к возможным силовым действиям по возвращению «незаконно оккупированных Россией исконно японских территорий».

1 апреля 2010 года правительство Японии утвердило изменения и дополнения к закону «О специальных мерах по содействию решению проблемы Северных территорий». В новой редакции закона распределены практические шаги по его реализации: особый упор сделан на активизацию пропаганды обоснованности территориальных претензий на Южные Курилы, включая использование безвизовых обменов японцев с проживающими на островах российскими гражданами.

14 мая 2010 года была создана ассоциация депутатов парламента Японии, выступающих на скорейшее решение вопроса о возвращении Южных Курил под юрисдикцию Японии и заключении мирного договора с Россией. Тон в работе новой ассоциации задают ведущие политики из руководства правящей Демократической партии, которая, хотя и сменила в начале июня 2010-го своего лидера Юкио Хатаяму на Наото Кану, не отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, продолжая оказывать политическое давление на Кремль и российской парламент.

Через СМИ японскому и мировому сообществу внушается, что Япония не проиграла Вторую мировую войну и что Токийский трибунал по военным преступлениям был нелегитимен, также как нелегитимен и Гаагский трибунал. Японские националисты официально заявляют, что в синтоистском храме Ясукуни – официальном центре японского национализма покоится прах не военных преступников группы «А», осужденных Токийским международным трибуналом, а национальных героев, отдавших жизнь за императора и великую Японию, ради её спасения и процветания. Сегодня всё это – не виртуальные картинки японской действительности, а сама действительность.

Как отмечают российские историки, весьма аккуратно из массового сознания вытравливается либеральная идеология, привнесенная американскими оккупационными властями. После окончания холодной войны и разрушения биополярной системы, японский государственный национализм стал открыто пропагандироваться в обществе, возвращая себе временно утраченные позиции.

Возникает принципиальный вопрос; а зачем, собственно, японским властям в начале XXI века понабилось обращаться к довоенному государственному национализму, воскрешать его в сознании новых поколений японцев, не знакомых ни с предвоенной, ни с военной историей Японии, для которых она – просто страница в учебнике? Причина, как представляется российским историкам, состоит в том, что власти Японии сегодня обязаны консолидировать нацию, так как страна оказалась перед лицом новых вызовов, внутри- и внешнеполитических. Последние годы отмечены углублением разрыва между государством и обществом, что, кстати, привело в 2009 году к смене партии власти (ЛДП, правящей 50 лет, на оппозиционную, Демократическую партию).

Во внешнем мире японские власти готовятся к новому геополитическому переделу мир, прелюдией которого стал мировой финансовый кризис, усиливший одних игроков и ослабивший других. Япония предвидит новую дестабилизацию ситуации, возможные силовые действия США и НАТО против КНДР и Ирана без большого сопротивления со стороны других мировых игроков. Возможно, убеждены японские власти, стране придется участвовать своей армией в конфликтах в Восточной и Южной Азии, в Индийском океане, где проходят стратегические пути доставки в Японию жизненно важного для её выживания сырья и энергоресурсов с Ближнего и Среднего Востока.

Сегодня Япония оказалась в новых, несравнимо более сложных для неё условиях выживания в многополярном мире. В Восточной и Южной Азии она «зажата» в кругу сильных государств – быстро возвышающего Китая, укрепляющей свои позиции Индии, всё ещё сильной Америки и набирающей силу России. Кстати, в июле 2010-го российские СМИ сообщали, что на полигоне «Октябрьский» на Итурупе, в рамках оперативно-стратегического учения «Восток-2010» одним из соединений ДВО было проведено тактическое учение по блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирований иностранного государства. По итогам практических действий руководством учения была отмечена готовность соединения к ведению боевых действий в новой организационно-штатной структуре на изолированных направлениях в условиях интенсивно меняющейся обстановки. Идеология – идеологией, а границу оберегать – дело не лишнее...

Что касается социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области, то еще в декабре 1993 года Правительством РФ была принята Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов на 1994-1995 годы и до 2020 года. В последующие годы принимались соответствующие ФЦП и ныне, благодаря возрастающему вниманию Курильским островам со стороны Российского государства, в трех островных муниципалитетах – городских округах реализуются жизненно важные экономические и социальные объекты, отлаживается транспортная инфраструктура, строятся жилье, школы, детские сады, учреждения культуры, ведется благоустройство населенных пунктов, принимаются меры по закреплению местного населения. Курильские острова – были, есть и будут территорией Российской Федерации.

И.В. Андреев, СРО «ЕР»

И.В. Андреев, СРО «ЕР»

2 марта 2011 года

Вернуться назад

"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Copyright © 1998-2005 СИАА | Developed by Сопка.NET   
Хостинг RU-CENTER на www.nic.ru