Сегодня: Воскресенье, 08 декабря 2024г.     
 
Пересылка
Аналитика
Новости
Газетные публикации
 
"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ

Гражданство надо еще заслужить


За последнее десятилетие национальный состав Сахалинской области претерпел существенные изменения, связанные с высокой естественной убылью населения и оттоком на материковую часть коренных сахалинцев, изыскивающих более благоприятные условия жизни (близость к европейской части России, наличие развитой инфраструктуры, доступность приобретения жилья и т.п.).

В то же время, реализация нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина, развитие угледобывающей, рыбообрабатывающей, лесной отрасли и строительства способствуют созданию большого количества рабочих мест. Указанная ниша заполняется, прежде всего, трудовыми мигрантами из стран бывшего СССР с регрессивной экономикой и тяжелым социальным положением большей части населения. Данный миграционный поток прогрессирует, несмотря на предпринимаемые местными миграционными органами сдерживающие меры.

При этом есть основания полагать, что национальные органы бывших советских республик, компетентные в сфере внешних сношений, визовых и паспортных вопросов, также подверглись серьёзной дезорганизации. В этой связи, у населения появились широкие возможности по незаконному приобретению заграничных и общегражданских паспортов на любые установочные данные. В частности, по непроверенным данным, покупка такого документа на территории Кыргызстана обойдётся от 700 до 1000 долларов США.

Очевидно, что прибывающие на Сахалин мигранты слабо владеют русским языком, не имеют рабочих специальностей, обеспечивающих им законные источники средств к существованию, но стремятся к скорейшей натурализации.

В целях приобретения российского гражданства ими нередко используются заведомо подложные документы (национальные паспорта, миграционные карты, листки выбытия, уведомления о прибытии и т.д.), в соответствующих заявлениях указываются недостоверные сведения о проживании по адресам фиктивной постановки на миграционный учет. Вследствие этого, до 80 процентов иностранцев, принимаемых в российское гражданство на территории Сахалинской области составляют выходцы из Республики Кыргызстан, большая часть которых – нелегальные мигранты.

Наряду с уже указанными условиями, способствующими формированию сложившейся миграционной ситуации, следует отметить наличие безвизового режима взаимных поездок граждан и соглашений с Кыргызстаном от 28 марта 1996 года и 26 февраля 1999 года, предусматривающих упрощенный порядок вступления в российское гражданство.

Такой массированный наплыв выходцев из ближнего зарубежья серьезным образом дестабилизирует социальную ситуацию в области. Формирование «новой категории» электората из числа выходцев из стран СНГ не способствует толерантному поведению жителей области. Искусственная исламизация островного региона, которой сопровождается трудовая миграция, а также готовность выходцев из государств ближнего зарубежья трудиться за меньшие деньги и в более суровых условиях, зачастую приводят к недовольству местного населения.

А кроме того мигранты везут с собой свои собственные межнациональные конфликты.

Достаточно вспомнить ситуацию июня 2010 года, когда в Кыргизстане по сути разразилась межнациональная война.

В ночь с 11 на 12 июня 2010 г. представители узбекской диаспоры Сахалина в большом количестве стали получать телефонные сообщения от родственников из РК о фактах массового применения насилия в отношении узбекского населения Ошской области Кыргызстана, среди которых пострадали их родственники.

12 июня к 10 часом местного времени у помещения, используемого узбекской диаспорой в религиозных целях стихийно собралось около 200 этнических узбеков из числа граждан России и Киргизии. Участники мероприятия, взволнованные ситуацией на родине, вели себя мирно, но достаточно эмоционально. В процессе обсуждения ими было принято решение о проведении в г. Южно-Сахалинске митинга. Целью данной массовой акции с заявленным участием до 3000 человек преследовалось направление коллективного обращения к Президенту России с просьбой о введении в Республику Кыргызстан миротворческих сил, а также оказания срочной помощи сахалинским этническим узбекам в выезде в Республику Кыргызстан для локализации разгорающегося в РК конфликта. Эти требования были изложены прибывшему к собравшимся губернатору Сахалинской области Хорошавину А.В.

По инициативе губернатора для урегулирования возникших проблем группа в составе 4 человек, уполномоченных узбекской диаспорой переместились в здание Правительства Сахалинской области, где были продолжены переговоры, в процессе которых указанные просьбы были доведены в телефонном режиме до полномочного представителя президента в ДФО Ишаева В.И., попросившего представителей диаспоры направить ему письменное обращение. В 14.30 (время местное) участники несанкционированного сбора разошлись. Лидеры узбекской диаспоры заверили правоохранительные органы, что ситуация находится под их контролем, экстремистских и иных противоправных действий со стороны их представителей допущено не будет.

Однако 12.06.2010 года в г. Южно-Сахалинске состоялись еще два стихийных собрания представителей узбекской диаспоры. Общая численность участников одного из собраний, местом сбора которого выступила площадка на окраине города перед зданием птицефабрики «Островная», составила порядка 150 человек. Организатором выступил один из лидеров узбекской диаспоры – Халмадов М. Х. Как выяснилось, Халмадов, инициируя указанные мероприятия, преследовал целью смену власти в узбекской диаспоре и намеревался использовать складывающуюся обстановку в своих интересах для продвижения своей кандидатуры на роль первого лица в землячестве. В этих целях он настраивал представителей диаспоры против других лидеров, которых критиковал за слишком лояльную позицию.

Руководитель узбекского землячества Тойчиев Алишер заявил, что отдельные члены диаспоры, действительно, оказывают негативное влияние на земляков, преследуя цель инициирования смены власти в диаспоре и устранения таким образом конкурентов, тем самым еще более накаляя ситуацию.

В дело пришлось вмешаться правоохранительным органам, тем более, что уже имелись конкретные примеры нарастающего противостояния. Например в Невельске гражданин Кыргыстана Эрназаров А.С. (этнический киргиз) находясь в состоянии алкогольного опьянения угрожал убийством проживающему по соседству выходцу из Кыргызстана узбеку по национальности. Действия Эрназарова пресечены сотрудниками местного ОВД.

К сожалению, всему этому способствует практика реализации ряда положений российского законодательства в миграционной сфере в части, касающейся привлечения и использования иностранной рабочей силы. Например, дополнительным фактором, оказывающим стимулирующее влияние на иммиграционный процесс в регионе свидетельствует явилось введение в 2010 году на основании Федерального закона от 19.05.2010 года № 86-ФЗ института «патента». Возможность оформления патента существенно облегчает первоначальное пребывание иностранца на территории нашего государства. Фактически сразу после прибытия и приобретения патента гражданин Кыргызстана получает право не только осуществлять трудовую деятельность у физических лиц, но и бесконтрольно неограниченное время находиться в РФ.

Иностранец вправе продлевать полученный патент на срок до года, если им уплачен налог на доходы с физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Фактическая привязка срока действия патента к сроку, за который уплачен указанный вид налога, не дает гарантий эффективности контрольных функций над иностранцами со стороны соответствующих подразделений ФМС России, налоговых органов и профильных министерств Правительства Сахалинской области, осуществляющих регулирование в той или иной сфере (например – транспорте, общественном питании, торговле).

В этой связи, граждане Кыргызстана, получившие патент, рассматривают его лишь в качестве номинального документа, позволяющего беспрепятственно находиться в России, ожидая подходящих, часто незаконных, условий вступления в гражданство.

Однако, 24 октября 2011 года вступил в законную силу Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2011 г. № 1391, который внес существенные изменения в «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее – Положение), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325, в части, касающейся приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке на основании международных договоров (статья 22.1 Положения).

Теперь иностранный гражданин, прибывший в РФ на постоянное проживание и намеревающийся приобрести российское гражданство, обязан, помимо миграционной карты и отметки в национальном паспорте о пересечении государственной границы России, представить полученный в установленном законом порядке вид на жительство. А в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального Закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», «…до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание...».

Таким образом, на сегодняшний день иностранному гражданину перед подачей заявления о приобретении гражданства необходимо сначала получить разрешение на временное проживание и, как минимум, еще в течение полутора лет постоянно проживать в стране на законных основаниях, при условии легального трудоустройства, своевременной уплаты соответствующих налогов и надлежащего уведомления о своем пребывании в России органов ФМС. Кто хоть раз сталкивался с системой работы нашей миграционных органов, тот знает, насколько беспощадна бюрократическая машина даже к нам самим, не то, что к приезжим.

Если еще учесть, что ранее временной промежуток со дня прибытия иностранца на Сахалин до получения им российского паспорта занимал не более трех месяцев, то можно констатировать, что указанное нововведение фактически упразднило упрощенный порядок приобретения гражданства РФ.

Думается, это только первый шаг к наведению порядка в сложной и запутанной сфере привлечения иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Источник - http://frontir.ucoz.ru/publ/publikacii/grazhdanstvo_nado_eshhe_zasluzhit/2-1-0-6

Николай Дмитриев

11 мая 2012 года

Вернуться назад

"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Copyright © 1998-2005 СИАА | Developed by Сопка.NET   
Хостинг RU-CENTER на www.nic.ru