ЯПОНИЯ: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АТР.
В последнее время в японской и американской печати стали все чаще появляться материалы о пересмотре 9-й статьи японской конституции. Аналитики считают, что это повлечет за собой коренные изменения в отношениях Токио и Вашингтона.
По оценкам специалистов МИД Японии, обсуждение парламентом возможности отказа от основных положений 9-й статьи конституции, запрещающей японцам иметь наступательные вооруженные силы, должно закончится ее пересмотром, так как за это выступают ведущие политические силы страны, а именно либерально-демократическая и либеральная партии Японии. Параллельно с этим возможна корректировка других основополагающих принципов развития послевоенного японского общества какими являются права человека и рыночная экономика. В Японии считают, что положения были приняты под давлением Соединенных Штатов.
Такие настроения среди японцев не случайны. Они соответствуют нарастающей в стране тенденции неприятия западных принципов государственного развития, которые не дают Японии выйти из затянувшегося экономического кризиса. В связи с этим Токио пересматривает перспективные направления как внутренней, так и внешней политики.
Отказ от положений 9-й статьи конституции покажет, что Токио не рассчитывает в полной мере на военное сотрудничество с США, а делает ставку на совершенствование национальных вооруженных сил и усиление роли армии в обществе.
Это обуславливается тем, что послевоенные принципы взаимодействия с американцами в 90-е годы не были столь эффективны, как прежде. Военное сотрудничество с признанием лидерства Вашингтона осуществлялось при условии повышенных показателей экономической и социальной стабильности Японии. Однако они сейчас стремительно падают. При этом многие японцы считают, что виноваты в этом именно Соединенные Штаты.
В сложившейся ситуации наиболее вероятной будет ставка Токио на возрождение националистических настроений в стране, постепенный отказ от патронажа США и принятия мер к повышению роли Японии в АТР. (Недавно премьер-министр Е.Мори сделал маленькую разведку боем, назвав японцев "приоритетной" нацией. Однако был подвержен критике со стороны оппозиции.) Для этого необходима не только экономическая, но и военная мощь. Токио обладает всеми ресурсами для этого: необходимыми технологиями и финансовыми средствами.
Усиление Японии в качестве мощной державы, способной взять на себя роль регионального лидера, в целом соответствует проводимой Соединенными Штатами политики поддержания "баланса сил", в соответствии с которой Токио под контролем Вашингтона возьмет на себя роль экономического и военно-политического противовеса Китаю в АТР. Правда, американцы опасаются при этом, что через несколько лет они уже не смогут рассчитывать в полной мере на своего основного союзника в регионе. Добровольный отказ от положений 9-й статьи, которая сейчас ограничивает полномасштабное использование сил самообороны в интересах США говорит о стремлении Японии проводить независимую политику и самостоятельно отстаивать в Азии свои национальные интересы.
Готовность Японии предпринимать меры по повышению своей роли в АТР, свидетельствует заявка Токио в феврале этого года на участие вместе с Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Южной Кореей и Китаем в патрулировании Малаккского пролива для пресечения там деятельности пиратов. Этот пролив соединяющий Тихий и Индийский океан имеет стратегическое значение. К тому же через него проходят все маршруты транспортировки нефти из Персидского залива в Северо-Восточную Азию, в том числе и на Японию.
Как уже выше говорилось, отказ Токио от 9-й статьи конституции приведет к изменению внешней и внутренней политики Японии, что скажется на формировании новых экономических и политических связей в регионе, и прежде всего в СВА. Токио может выступить с инициативой строительства новых экономических и военно-политических образований. Естественно, это повлечет за собой полное обновление существующей в Азии системы международных отношений и созданию новой системы региональной безопасности.
В этих условиях на первый план выйдет необходимость стратегического партнерства Японии с Россией, которая также намерена искать возможности для сближения в этой области. Здесь Москва видит свой интерес в создании надежной системы безопасности для всех стран региона, в объединении их усилий, в сотрудничестве при полном уважении права каждого народа жить по собственному выбору.
АТР в отличие от Европы имеет свою специфику, которая заключается в том, что здесь в межгосударственных отношениях продолжают сохранятся различия в политической и идеологической ориентации, имеются острые территориальные споры, способные перерасти в вооруженные конфликты. По всем параметрам взрывоопасность в АТР на сегодняшний день оценивается выше, чем в Европе. Однако европейская модель не может быть с точностью воспроизведена в Азии. Нельзя строить систему безопасности основываясь на однополярном мире и Япония может стать противовесом США, своеобразным уравновешивающим балансом в АТР.
Первым шагом на пути к стратегическому партнерству могли бы стать меры по созданию на спорных участках российско-японской границы (Курилы-Хоккайдо) пониженного уровня наступательных вооружений, из которых будут выведены основные ударные типы вооружений и военной техники, а также ограничены или запрещены крупные учения и передвижения войск, решить проблему пребывания морской пехоты США на полигоне Яусубецу. Для согласования планов военной деятельности и взаимного обмена информацией может быть создан двусторонний координационный орган. Это будет началом и примером для других стран региона, покажет заинтересованность Японии в создании стабильности в АТР и снимет всякие подозрения у стран, пострадавших от японской агрессии во время Второй мировой войны. Россия готова к таким шагам, а Япония?
Г. Галайда (СИАА)
2000-07-25
0 0 года
Вернуться назад
|