Сегодня: Пятница, 20 сентября 2024г.     
 
Пересылка
Аналитика
Новости
Газетные публикации
 
"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ

Притязания Японии на Курильские острова абсолютно беспочвенны


Обсуждение итогов Второй Мировой войны, и как следствие, оспаривание принадлежности южных Курильских островов, идет не одно десятилетие. Хотя на мой взгляд, исторически японские притязания абсолютно беспочвенны.

Помнит мир 6 и 9 августа 1945 г., когда на японские Хиросиму и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы. Довольно часто и противоречиво упоминается 8 августа 1945 г., когда СССР объявил войну Японии.

Обо всех этих более давних и совсем еще свежих событиях уже исписаны многие и многие тома исследований и расследований - и, казалось бы, невозможно найти здесь что-то новое. Но… американцы уже 67 лет силятся найти оправдания тем бесчеловечным и бессмысленным с точки зрения военной стратегии и тактики атомным бомбардировкам по мирным городам, японцы же продолжают обвинять СССР (Россию) в «вероломном» нарушении советско-японского пакта о нейтралитете.

Если попытаться оценить степень целесообразности и конечные результаты действий участников завершающего «японского» этапа Второй мировой войны, то одной из наиболее красноречивых оценок можно считать реакцию императора Хирохито, который после американских атомных бомбардировок распорядился лишь послать в Хиросиму и Нагасаки комиссии для изучения ситуации на месте, но при этом не посмел даже словом обмолвиться о возможности капитуляции. Надежда на то, что удастся уговорить СССР не начинать военные действия против Японии, давали императору серьезные основания для оптимизма, не подорванного двумя атомными атаками по мирному японскому населению.

Однако уже к утру 10 августа 1945 г., убедившись в стремительности и безудержности продвижения советских войск по позициям Квантунской группировки в Маньчжурии, Хирохито и его приближенные поняли, что это конец и начали бурные совещания о капитуляции, сопровождавшиеся массовыми харакири и даже дворцовым восстанием офицеров. Официально о капитуляции Японии и принятии всех условий Потсдамского соглашения было объявлено 14 августа 1945 г. Выступая по радио 16 августа 1945 г., смещенный с поста премьер-министра Японии адмирал Судзуки заявил, что главной причиной, заставившей Японию сложить оружие, является вступление в войну Советского Союза.

Вступив в войну СССР сохранил жизнь миллиону американцев и нескольким миллионам японцев. Однако сейчас американцы и, тем более, - японцы совсем не склонны вспоминать дату 8 августа 1945 г. с благодарностью. Но квалифицировать те действия СССР как «вероломную агрессию в нарушение пакта о нейтралитете» не позволяет уже не небесная, а вполне земная буква действующего международного права.

Когда Рузвельт с помощью Черчилля добивался от Сталина вступления СССР в войну с Японией, все трое не могли не знать, что советско-японский пакт о нейтралитете, обязательства по которому действовали до 25 апреля 1946 г., связывал руки Советскому Союзу и отдалял, тем самым, победу над Японией и полное окончание Второй мировой войны. В соответствии с условиями пакта, его денонсация также не прекращала и не сокращала первоначально оговоренный срок его действия.

Но к тому времени уже близилась к завершению подготовка создания Организации Объединенных Наций как глобальной международной структуры, призванной коллективно обеспечивать всеобщую безопасность в мире. Поэтому на Ялтинской конференции, кроме важнейшего «Ялтинского (Крымского) соглашения трех великих держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г.» и 2-х соглашений по обустройству послевоенной Европы, было также принято знаковое решение о созыве в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. Учредительной конференции ООН.

Конференция в Сан-Франциско завершилась 26 июня 1945 г. принятием главнейшего и поныне действующего международно-правового акта – Устава ООН, который подписали 52 государства. Верховенство Устава ООН над всеми прочими двусторонними или многосторонними договорами и соглашениями четко декларировала статья 103 Устава. Для исключительных и не терпящих отлагательства случаев Устав предусмотрел механизм коллективных силовых мер, применение которых санкционирует своей резолюцией Совет Безопасности ООН.

Исключительная и не терпящая отлагательства ситуация в июне 1945 г. Сложилась по вине милитаристской Японии, подписанты Устава не могли ждать момента его ратификации (завершилась лишь к 24 октября 1945 г.), а также полного формирования всех своих институтов и, в частности, - Совета Безопасности ООН. В этой связи в Устав была включена специальная глава XVII «МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД», включающая в себя всего 2 статьи – 106 и 107. Тем, кто стремится к исторической объективности, следует исключительно внимательно и прямо здесь же вчитаться в букву этих статей. Вот она дословно: Статья 106. Впредь до вступления в силу таких упомянутых в статье 43 особых соглашений, какие, по мнению Совета Безопасности, дают ему возможность начать осуществление своих обязанностей, согласно статье 42, участники Декларации Четырех Держав, подписанной в Москве 30 октября 1943 г., и Франция будут, в соответствии с положениями пункта 5 этой Декларации, консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими Членами Организации с целью таких совместных действий от имени Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности.

Статья 10. Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям.

Таким образом, Устав ООН не только не препятствовал вступлению СССР в войну с Японией, но и обязывал к принятию «таких действий от имени Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности».

Не случайно поэтому в акт о капитуляции Японии после подписей министра иностранных дел Японии М. Сигемицу как представителя императора и японского правительства и начальника Генерального штаба генерала Й. Умедзу внесена запись:

«Скреплено в Токийской Бухте, Япония, в 09:08 утра, 2-го сентября 1945 г. от имени Соединенных Штатов, Китайской Республики, Соединенного Королевства и Союза Советских Социалистических Республик и от имени других Объединенных Наций».

Позволю себе настоятельно просить всех уважаемых государственных деятелей, юристов-международников, историков и представителей СМИ не принижать преимущественный статус исключительных силовых мер ООН по принуждению Японии к миру до статуса предшествовавших союзнических отношений и действий.

Это именно то, что есть на самом деле, и то, что выбивает почву у недобросовестных обвинений в адрес СССР в «агрессии и вероломном нарушении советско-японского пакта о нейтралитете». После подписания Устава ООН 26 июня 1945 г. Японию принуждали к миру уже не прежние союзники по антигитлеровской и антияпонской коалициям, но ООН и ее «голубые каски». Разве что каски к тому времени еще не покрыли красителем.

А в соответствии со статьей 107 Устава не подлежат ни малейшей ревизии ни «Ялтинское (Крымское) соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г.», ни какое-либо иное соглашение или иное действие против Японии, Германии и против их союзников по агрессии в период Второй мировой войны.

Устав ООН пока еще никто не отменял и не изменял.

http://news.astv.ru/opinion/25508

Юрий Недорез. Источник - astv.ru

2013-04-24

0 0 года

Вернуться назад

"СИАА"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Copyright © 1998-2005 СИАА | Developed by Сопка.NET   
Хостинг RU-CENTER на www.nic.ru