Росрыболовство: продолжение реформы отрасли надо рассматривать шире, чем строительство судов и береговой переработки – это наука, кадры и эффективная рыбоохрана
На заседании Комитете по развитию Дальнего Востока и Арктики обсудили второй этап программы инвестквот.
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики обсудил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который касается продолжения программы обновления производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса с помощью инвестиционных квот, а также крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами.
Как отметил глава комитета Николай Харитонов законопроект вызывает большой резонанс в отрасли: в комитет поступило больше 30 обращений по поводу текста документа. Позиции по законопроекту направили представители бизнес-сообщества, регионов. Обсуждение с отраслевым сообществом проходит максимально открыто и на площадках всех уровней.
Вице-спикер Государственной Думы Ирина Яровая подчеркнула, что это правительственная законодательная инициатива и круг ее обсуждения надо серьёзно расширить: включить федеральные органы власти – Минтруд, Минэкомразвития, ФАС, так и законодательные региональные. Ирина Яровая предложила сделать запрос от Комитета в законодательные органы субъектов и не просто запросить их позицию, а предложить до Парламентских слушаний 19 октября провести свои слушания с участием в том числе трудовых коллективов, общественных организаций., чтобы к федеральному мероприятию была более объективная и широкая аналитическая выкладка.
О законопроекте рассказал директор Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза России Евгений Кац.
Документ разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства.
Законопроект предусматривает расширение механизмов предоставления квот добычи водных биоресурсов в инвестиционных целях на строительство современных, экономически более эффективных и безопасных судов рыбопромыслового флота, а также береговых перерабатывающих мощностей. Документ направлен на повышение эффективности предоставления высоколиквидных объектов промысла: крабов, моллюсков и ценных беспозвоночных.
Программа направлена на дальнейшее поэтапное обновление производственных фондов в рыбохозяйственном комплексе, повышение эффективности пользования национальными биоресурсами, а также на увеличение доходов федерального бюджета.
Второй этап инвестиционных квот предусматривает выделение для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна дополнительно 20% морской квоты, 50% оставшихся квот отдельных видов крабов и 100% квот добычи отдельных видов ценных морских моллюсков и других видов беспозвоночных, таких как морские гребешки, трубачи, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги.
В рамках первого этапа предоставления инвестиционных квот заключен 91 договор на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 233,3 млрд руб., из которых 64 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (36 – для Дальневосточного и 28 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций около 204,7 млрд руб. и 29 договоров (из 26 договоров один расторгнут и один отказ от подписания), предполагающих строительство новых рыбоперерабатываюших заводов (16 – на Дальнем Востоке и 11 – на Севере) стоимостью порядка 27 млрд рублей.
Также заключен 41 судостроительный контракт на строительство судов- краболовов на территории РФ.
Объем инвестиционных обязательств составил порядка 60 млрд руб. Все суда должны быть введены в строй не позднее 2025 года. На сегодняшний день реализованы 3 судна (строились на ПАО «ЛСЗ «Пелла» и АО «Восточная верфь»).
При подготовке законопроекта учтены промежуточные итоги распределения инвестиционных квот на первом этапе. Строительство рыбоперерабатывающих заводов имеет высокую востребованность и направлено на создание новых рабочих мест в прибрежных регионах, собственного перерабатывающего потенциала для производства отечественной рыбной продукции. До недавнего времени отечественная рыбная продукция поставлялась на экспорт в непереработанном виде для последующей переработки за рубежом.
Обновление с использованием механизма инвестиционных квот отечественного рыбопромыслового флота, возраст более 70% которого превышает 25 лет с момента постройки, обеспечит эффективность добычи, ее безотходность и повысит безопасность работы судов.
Для сохранения возможности обеспечения сырьем новых рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих заводов на уровне экономической эффективности и поддержания инвесторов первого этапа законопроектом предусматривается механизм выделения компенсирующего объема квот (4% объема инвестиционной квоты)
для инвесторов, осуществляющих промысел на Дальнем Востоке.
В 2021 году инвесторам в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне было выделено менее 4% от объема морской квоты таких социально значимых видов водных биологических ресурсов, как минтай и сельдь. Таким образом, основной объем общих допустимых уловов, выделенных для осуществления промышленного рыболовства
и (или) прибрежного рыболовства, осваивается по историческому принципу.
Следует отметить, что механизм распределения инвестиционных квот носит заявительный характер, а непосредственно право добычи инвестор получает после введения объекта инвестиций в эксплуатацию. Законопроект сохраняет указанный заявительный механизм предоставления инвестиционных квот и не подразумевает одномоментного их изъятия из так называемых «исторических квот». Следовательно, опасения о значительном сокращении объемов морских квот в регионах Дальнего Востока в связи с принятием законопроекта не оправданы и не учитывают его положений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации Минпромторгу России выделены 7 млрд рублей
для субсидирования затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования, обеспечение в 2022 году создания эскизных проектов не менее чем по 40 типам судового комплектующего оборудования, которое позволит в период
с 2024 по 2025 год обеспечить достройку более 100 судов.
При оценке влияния законопроекта на деятельность малых и средних предприятий, учтено, что, по данным отраслевой системы мониторинга, большинство таких добывающих компаний входят в группы лиц, обладающих значительными финансовыми ресурсами, за которыми в совокупности закреплены большие объемы долей квот разных видов. Нормы законопроекта предполагают участие субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсных процедурах для предоставления инвестиционных квот и не ограничивают их деятельность.
В подзаконных нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию законопроекта, планируется предусмотреть объекты инвестиций средней и малой мощности для обеспечения возможности участия указанных субъектов предпринимательства в конкурсных процедурах.
«Мы активно готовимся к парламентским слушаниям: обеспечиваем взаимодействие и разъяснительную работу на всех площадках, но усилим работу с регионами, у которых много вопросов по законодательной инициативе», — заверил Евгений Кац.
Начальник Управления экономики и инвестиции Росрыболовства Андрей Михалевич добавил, что несмотря на сложившуюся ситуацию с секционными ограничениями работа по реализации первого этапа строительства судов и заводов с помощью инвестиционных квот продолжается. Заканчивается реализации еще трех береговых заводов, что завершит первый этап в области береговой переработки. В октябре запланированы поездки Комиссии Минпромторга России по приемке предприятий на Камчатке и в Приморском крае.
«Важно, что программа позволяет не только обновлять производственные фонды, строить суда и береговые предприятия. За счет поступлений в бюджет средства выделены на поддержку рыбоохраны, отраслевой науки и образовательных учреждений. Серьезно была обновлена материально-техническая база рыбоохраны, на эти цели было выделено около 2 млрд рублей, около 6 млрд – на строительство двух научно-исследовательских судов. И это делается не для Росрыболовства — а для отрасли. Поэтому предлагаю отраслевому сообществу и всем участникам обсуждения шире рассматривать целесообразность и актуальность продолжению реформы», — сказал Андрей Михалевич.
Объединенная пресс-служба Росрыболовства
29 сентября 2022 года
Вернуться назад
|